Никогда не писал
по заказу к юбилеям. И в этот раз мне тоже никто ничего не заказывал, просто
появилось сильное желание рассказать о выдающемся, на мой взгляд, режиссёре,
потрясающем творце и замечательном человеке. Все эти не слишком любимые мною пафосные
выражения я отношу к Елене Ключарёвой. У неё в декабре был юбилей, ей
исполнилось ни много ни мало - 60.
Портрет первый. Выдающийся режиссёр
Когда-то я был
очень удивлён, узнав, что Лена переехала в Дрезден из Москвы, поменяв бурную
столичную жизнь, в том числе и театральную, на размеренную немецкую, порой чрезмерно
скучную и прагматичную. Постепенно удивление сменилось радостью от присутствия здесь
этого человека. Лена привезла из российской столицы многогранный и богатый
театральный опыт: она окончила хореографическое училище Большого театра, танцевала
на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Затем
окончила ГИТИС и аспирантуру по кафедре актерского мастерства. Работала в
Московском академическом хореографическом училище ГАБТа, театральном училище
им. Б.В. Щукина, в российской Академии театрального искусства (ГИТИСе), в
Японии и Германии. В её творческой шкатулке - постановки в российских театрах:
им. Ермоловой и им. Вахтангова, Малый театр, театр на Малой Бронной, театр
«Школа современной пьесы» и др.
А с какими
звёздами работала Елена! Достаточно упомянуть лишь Людмилу Гурченко, Алексея
Петренко, Любовь Полищук и Альберта Филозова.
Впервые
творческая судьба свела меня с Леной в 2005 году. Тогда она сделала свою первую
театральную постановку в Дрездене о празднике Ханукка. После премьеры мы не раз
подшучивали над её «первенцем». Должен отметить, что Лена - очень остроумный
человек. Она умеет и любит пошутить, в том числе и над собой, и над своим
детищем - первым еврейским театром в Саксонии «Школа Соломона Пляра», который
она создала в Дрездене. Сегодня он, к сожалению недооцененный, исчез с театральных
подмостков саксонской столицы. Надеюсь, не навсегда.
Сколько было
сделано ею за эти годы! Это и спектакль к 800-летию Дрездена «Улыбка Анны», и
комедийное представление «Кабаре Одесса», и детская опера по сказке Маршака
«Теремок», и др. Но главное - Лена приобщила к театру многих наших
соотечественников, которые раньше и не мечтали о театральных подмостках. Она
внесла в их непростую эмигрантскую жизнь то, что не купишь ни за какие деньги:
яркую, творческую деятельность, и не где-нибудь, а на сцене. Многим это помогло
поверить в свои силы, почувствовать себя реализованными. А этого порой так не
хватает переехавшим в Германию.
Портрет второй. Потрясающий творец
Её энергии можно
позавидовать. Порой мне казалось, что без участия Елены Ключарёвой не проходит в русском Дрездене
практически ничего. В прошлом году стало известно, что Лена впервые в Саксонии
будет проводить театральный семинар совместно с Союзом театральных деятелей
России. Я этому уже не удивился. Можете себе представить, сколько времени и сил
ушло на подготовку этого гигантского проекта! Несмотря на все трудности и
проблемы, были найдены деньги, подписаны договоры и контракты в Дрездене и в
Москве. Заявки на участие в семинаре прислали 30 молодых актёров из 8 стран. Увы,
в последний момент из очередной московской инстанции пришёл отрицательный
ответ, и всё в один миг кануло в лету.
Но Лена не тот
человек, который после неудач опускает руки. Буквально через пару месяцев она
снова поразила дрезденскую публику очередным шедевром, на этот раз на сцене был
показан её любимый спектакль «А чой-то ты во фраке?» с незабываемой «пятёркой»:
Александром Гардом, Ниной Островской, Екатериной Кулаковой, Йоргеном Лори и
Александром Горловским. Этот легендарный спектакль, созданный ещё в Москве с
режиссёром и руководителем театра «Школа современной пьесы» Иосифом
Райхельгаузом, Лена теперь поставила сама. Спектакли прошли с огромным успехом.
Я тоже присутствовал на премьере и был свидетелем бурных зрительских оваций.
Портрет третий. Замечательный человек
В эту женщину невозможно
не влюбиться! Она излучает столько позитивной энергии, что диву даёшься: откуда?
Бывая частым гостем её маленького «Ковчега искусства» (Kunstarche e.V.), я всегда чувствовал
себя в кругу близких и добрых друзей. Здесь всегда наливали чашку чая, кофе, а
порой и чего-нибудь покрепче (по великим праздникам или после успешных
премьер). Лена собрала в своём «ковчеге» людей, любящих театр, доверяющих ей, —
настоящий союз единомышленников. И была его верным «кормчим»: всегда с улыбкой
всех встречала и провожала, готова была помочь в любом деле, даже в совсем
личном.
Мне лично Лена
открыла дорогу в большой мир театра. Благодаря её настойчивости и энтузиазму, я
в 2009 году попал на театральный семинар в 3-ю международную театральную летнюю
школу в подмосковном Звенигороде. В этой школе я познакомился со многими
молодыми актёрами и опытными режиссёрами. Контакты из Звенигорода помогли моей дальнейшей
журналистской и театральной деятельности. Потом эти контакты привели меня в
Александринский театр, в МХТ. В 2010 году состоялся совместный проект с музеем
МХТ — фотовыставка в Дрездене «Премьера «Вишнёвого сада» в 1904 году в МХТ». В
моих телевизионных проектах участвовали режиссёр из Петербурга Борис
Константинов и актриса театра и кино Галина Сумина. В феврале следующего года
планируется совместная работа с актёрами Георгием Кузубовам, Аллой Данишевской,
Екатериной Ирко и Александром Кучмезовым. Это я не о себе, это о Лене.
Благодаря ей это всё свершилось.
Сколько бы я ни
говорил добрых слов в адрес Елены Ключарёвой, сколько бы ни рассказывал про неё интересных
историй, этого всё равно будет мало, чтобы понять и познать глубину духовного
богатства этого человека, которым она щедро делится с нами. Спасибо тебе, Лена!
Дай тебе Бог здоровья и дальнейших творческих побед!
Редакция с
удовольствием присоединяется к поздравлениям и пожеланиям.
Андреас Райхерт
На фото (автора):
Елена Ключарёва
|