Dienstag, 19.09.2017, 16:33
Willkommen Gast | RSS
Hauptseite | Presse | Registrieren | Login
Menü
Einloggen
Kategorien der Rubrik
Presse deutsch [10]
Presse russisch [21]
Suche
Freunde
Statistik

Insgesamt online: 1
Gäste: 1
Benutzer: 0

Hauptseite » Artikel » Presse russisch

СОХРАНЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
Как вы думаете, где можно услышать знакомый напев «Ах, Одесса, жемчужина у моря»? В исполнении женского квартета с солирующим мужским голосом? Или увидеть репетицию  ревю «Кабаре-Одесса», сценарий которого написан Гарри Голубенко и Валерием Хаитом? На сцене театра одесской музыкальной комедии? Вовсе нет! На сцене «юдиш гемайнде», то есть еврейского общинного центра города Дрездена. Это репетирует новую пьесу театр, носящий оригинальнейшее название, а именно «Школа Соломона Пляра».
Можно предположить, что создатели и участники театра – сплошь одесситы, пытающиеся перенести на дрезденскую почву родные мотивы и напевы. Но предположение окажется неверным. Среди участников труппы одессит представлен в единственном числе. Остальной состав представляет пеструю географию некогда родной и широкой страны, в которую затесался и один житель города Дрездена. Перечень фамилий напоминает те, которые когда-то можно было прочесть на почтовых ящиках у входа в одесскую коммунальную квартиру, поэтому стоит его привести:  

Александр Горловский, Киев.
Борис Тульчинский,  Одесса.
Галина Авкхледиани, Тбилиси.
Олег Питкин, Мариуполь.
Игорь Горохов,  Москва.
Аркадий Губницкий, Челябинск.
Нина Табере, Санкт-Петербург.
Марина Гутовская, Бердичев.
Елена Литвин, Николаев
Алла Поддубная, Бишкек.
Ирина Юрист, Киев.
Семен Шейнин, Запорожье.
Дмитрий Бродманн (звукорежиссер),  Нижний Тагил.
Ханс-Юрген Лори (осветитель), Дрезден.
Елена Ключарева (режиссер, художественный руководитель театра), Москва

Сегодня уже таких списков в Одессе не увидишь. Да и типажи, подобные тем, что собрались в общинном центре Дрездена, сегодня  тоже большая редкость на Дерибасовской или Екатерининской. Иное время, иные лица. Как это ни странно, но вдохнуть чуточку атмосферы Одессы 1960-х 1980-х можно как раз за ее пределами. Не только на Брайтон-Бич, но и в Германии.

Мысли, приходящие при знакомстве с деятельностью театра и его актеров, неожиданны. Они мало связаны с происходящим на сцене. Становится как-то не по себе от понимания, что из нашего общего изъят очень солидный культурно-возрастной пласт. Примерно, как паззл, в котором не хватает деталей. Или как торт, где есть основа, есть крем, но вместо серединных коржей – пустота.

Кто составляет труппу «Школы Соломона Пляра»? Как раз те люди, которые были посетителями музеев, театров, библиотек. Те, кто были слушателями классики по абонементам филармонии, те, кто наполняли залы на концертах органной музыки. Поколение, рожденное в 1940-1950-х. Может, «люди невеликие», но далеко не простые и не бездарные. Образованные и неравнодушные. Та аховая ситуация, которая сложилась сегодня в бывшей стране с тем, что мы называем культурой, вызвана массовой эмиграцией. Конечно, ничего нового в этой констатации нет. Но так уж случилось, что в общинном центре Дрездена ее буквально можно было «потрогать руками».

Кто ничуть не хуже, а возможно и лучше местного уроженца знает историю города и края? Кто может буквально заставить влюбиться в эту жемчужину Германии, Дрезден? Да, конечно, еврей-эмигрант Алик Горловский, сам влюбленный в Дрезден, он передает эту любовь другим.

Шутки шутками, но коренные немцы, с которыми встречаешься, на вопрос о том или ином здании, имени, районе то лезут за справочниками, то просто пожимают плечами. Алик же знает обо всем – и о времени появления города, и о причинах его взлетов и падений. Как и сколько лет существовала еврейская община Дрездена до прихода Гитлера к власти, сколько евреев осталось после Холокоста. Насколько чудовищна и бесчеловечна была образцово-показательная бомбежка  Дрездена в феврале 1945-го. Как плавились древние камни,  как листами бумаги вспыхивали и сгорали человеческие тела.
«Балкон Европы», по выражению Гете, мировая столица фарфора, город, о котором Наполеон сказал: «Если бы я знал, что он так красив, то завоевал бы его раньше». Эти и еще множество других прелюбопытных вещей – все из уст бывшего киевлянина Горловского. Вплоть до мельчайших подробностей, до адресов негоциантов и фрагментов старой архитектуры, сохраненной и перенесенной на новые здания. То, чего не увидишь равнодушным взглядом привычного туриста. В лице Алика Дрезден, безусловно, приобрел. А Киев потерял.
Принято считать, что, оказавшись за границей, «наш человек» начинает умирать от ностальгии, чахнет и тускнеет. Мнение хоть и общее, да неверное. Тосковать об утраченном – в природе человека. Но точно так же в его природе интегрироваться в настоящее и смотреть в будущее.
Настоящее – это дивной красоты город Дрезден, с его великолепной набережной, знаменитой галереей, с его пышными дворцами, площадями и театром, очень похожим на Одесский оперный, но менее воздушным. Настоящее – это театр «Школа Соломона Пляра», существующий уже третий сезон под руководством Елены Ключаревой.

В репертуаре причудливо слились еврейская традиция и история города Дрездена. Первым его детищем стал спектакль, подготовленный к Хануке с «говорящим» названием  «Так начиналась Ханука, быть может…». К Пуриму  театр создал шоу « Твой Мегилат, Эстер!». В конспективной истории общинного труппы сообщается «За этот спектакль  театр получил Почётный диплом  10 Международного конкурса « Золотая Ханукия»2006 года, который проводился в Берлине под председательством Иосифа Кобзона». Затем последовал русско-немецкий проект, посвященный 800-летию Дрездена.


«В рамках этого проекта был поставлен исторический музыкальный спектакль «Улыбка Анны» - об истории возникновения европейского фарфора, судьбе его создателя Иоганна Бётгера и его любви к прекрасной Анне Козель, фаворитке короля Августа Сильного. Этот спектакль был сыгран в Rathause, (ратуше) на открытии  праздника 800-летия Дрездена, а затем и на других площадках города. «Улыбка Анны» также была показана  во время  Традиционной Международной Недели Еврейской музыки и театра, которая  проводилась в конце 2006 года в Дрездене».

В мае 2007-го театр репетирует «Кабаре Одесса». Режиссер утверждает, что спектакля публика ждет с нетерпением. Что «одесский бренд» вызывает всеобщий интерес, а тексты Гарри Голубенко и Валерия Хаита (не Хайта, подчеркивает она, Хаита, смешно, конечно, но она – москвичка, ей простительно) обещают спектаклю неслыханный успех. Если так, то на весь Дрезден громко прозвучит «Ах, Одесса, жемчужина у моря».

В Одессе такое теперь не часто услышишь. Юные лабухи делают большие глаза и точь в точь, как коренные немцы, пожимают плечами, когда их просят сыграть традиционные одесские мелодии. Да и откуда им их знать? Множество людей, тысячи и тысячи оказались «вынуты» из отечественной культуры. Ее материк существует нынче островками, разбросанными по всему свету. Если смотреть на эту ситуацию с оптимизмом, можно предположить, что островки эти, коль скоро их не будут уничтожать, со временем снова разрастутся до размеров материка. Почему нет? Культура живуча. Сколько раз объявляли о ее гибели, а она, ничего, существует. Как и ее носители. Потеряются в Киеве, так сыщутся в Дрездене. Как и перечни фамилий, исчезнувшие с одесских почтовых ящиков. Закон сохранения массы вещества еще никто не отменил.



Елена КАРАКИНА
Еврейская газета «Ор Самеах»
Одесса. 30.05.2007
Kategorie: Presse russisch | Hinzugefügt von: theater (07.04.2009)
Aufrufe: 568 | Kommentare: 1 | Rating: 0.0/0
Kommentare insgesamt: 0
Vorname *:
Email *:
Code *:
Hosting vom uCozCopyright MyCorp © 2017